Похоже, прошлый год, юбилейный, оказался своеобразным Рубиконом:
десять лет в театральной практике – возраст солидный, событие либо
изживает себя, либо превращается в традицию. Мариинский фестиваль
претендует на второе, но, похоже, сползает к первому.
Схема событийности фестиваля несколько изменилась: по-прежнему
премьера на открытии, приглашенные звезды в спектаклях Мариинки,
финальный гала, но нет "гостевой труппы”. Взамен в мариинской
одноактовке "Кармен” в заключительном гала станцевала гастролерша –
Вингсэй Вальдес (Национальный балет Кубы). Получилось два параллельных
спектакля. Кармен плотненькая, коренастая, но с кошачьей мягкостью (Рок
подобран подходящий по формам) – настоящая цыганка, с чувственностью, от
которой переизбыток афродизиаков в атмосфере. Ее воздушный поцелуй –
словно показала нос. На такую злиться надо, а не страдать. Но стойкий
Хозе – Илья Кузнецов как начал страдать сразу на строевой у Коррехидора,
так и страдал весь спектакль, как де Грие. Получилась Кармен из
неореализма, остальные – про романтизм. Контраст естественного
существования и построенного системой интересен, но конфликт бывает при
взаимодействии, а не в параллельных мирах. Разве что Евгений Иванченко –
Тореро пытался понять ее спектакль. У этой Кармен и сцена гадания – не
глас судьбы: просто маленькая девчонка пытается "исправить”
предсказанную ситуацию, не угадав, что ее тореро, несущий смерть, и есть
Хозе…
Концертное отделение (после едва ли не часового антракта)
выглядело так, словно его слепили "из того, что было”. Фридман Фогель
(Штутгартский балет), не появившийся в "Спящей”, вышел в пластических
упражнениях "Mopey”, Олеся Новикова – в столь же невразумительном
творении Эмиля Фаски. Ульяна Лопаткина старательно умещалась во фрагмент
"Фрагментов одной биографии”, в хореографию, слепленную для миниатюрной
звонкости и кружевной прозрачности Екатерины Максимовой. Приглашенный
из Михайловского театра для переноски примы двухметровый Марат Шемиунов
представлял собой готовую пародию, вплоть до костюма, на Лопаткину в
"Танго”. Анастасия Матвиенко в очередной раз не осилила
роскошно-техничное па де де на музыку Обера, да и Игорь Колб,
поддерживавший ее, выглядел не лучшим образом. Более логичная в этом
номере Виктория Терешкина упорно таранит лирический репертуар, и в
баланчинском па де де выглядела как наставница Владимира Шклярова, не
слишком усердного в хореографической каллиграфии.
Йохан Кобборг и Алина Кожокару (Королевский балет, Ковент
Гарден) представили эмоциональный и феноменальный по слаженности
поддержек дуэт во фрагменте из "Майерлинга” Макмиллана, хотя сцене более
отвечал бы камерный формат, да и сама постановка не столь подходит для
концерта, как, к примеру, дуэт из "Онегина”. Баланчинскую "Тарантеллу”
Эшли Боудер ("New York City Ballet”) провела легко и изящно, а Дениса
Матвиенко, очень старавшегося, хотелось заменить Леонидом Сарафановым. И
Дэвид Холберг ("American Ballet Theatre”) демонстрировал безупречность
пластики в соло "Танец блаженных душ” Аштона. Заключительные
"Бриллианты” с Алиной Сомовой и Данилой Корсунцевым прошли в штатном
порядке, не претендуя на значимость события. "Штатными” событиями фестиваля были премьеры. На открытии – "Парк”,
наиболее "мягкий” вариант авангардиста Прельжокажа. Спектакль для
Вишневой и других прим, кто претендует на страстность и драматизм. Хотя
здесь это совсем не обязательно. Трактовки получились разные. У Дианы
Вишневой – поиск приложения любви, которая горит и сама по себе, к
воображаемому партнеру, на котором отблеск чувства. Потому почти
сомнамбула: куда ее ведут – неведомо, и избранник в этом сне не равен
самому себе в реальности. В дуэте Екатерина Кондаурова – Юрий Смекалов
мужчина – галантный завоеватель и женщина, которой надо добиваться, как
шахматной королевы. В Мариинке "Парк” звучит слишком "человечно”, у
Прельжокажа жизнь есть сон, у мариинской труппы – все реально. И оттого
куртуазность с ее надуманностью, условностями страны нежности (эротика
не равна любви, как парк не равен лесной чаще) – не вытанцовывается. Что
печально – утрата техники нюансировки, интонирования, стремление все
передать буквально сказываются не только в "Парке”, это беда
классических балетов, главного наследия Мариинки. Здесь все буквально,
одно приводит к другому, нет необязательности и непривязанности. Но в
сравнении с эротикой "Спартака” "Парк” – вполне новинка.
Вторая премьера тоже "перемещенная” – "Without” Бенджамена Миллепье
поставлен два года назад для "New York City Ballet”. Очень красиво
звучал Шопен у Филиппа Копачевского – но как же мешало сценическое
мельтешение из необязательных ансамблей и обрывков дуэтов. Примитивный
"радужный”, за вычетом двух, набор костюмов попарно "разбавлял”
безликость хореографических партий. Но в репертуаре театра содержатся,
по причине "современности”, и более несуразные опусы, поэтому можно
считать, что афиша новинок расширилась. Два других балета, которые
вместе с премьерой составили "тройчатку” на музыку Шопена, несравнимо
более качественные. Но и их исполнение переходит в разряд "дежурного”: в
"Шопениане” давненько не появляются романтические юноши (Александр
Париш здесь выглядит старательным стажером), "В ночи” держится на
третьем дуэте Ульяна Лопаткина – Данила Корсунцев.
Главная интрига фестиваля – несостоявшийся дебют Ульяны
Лопаткиной в балете "Ромео и Джульетта” (объяснили, что у партнера
травма спины, но, к счастью, к премьере "Without” с этой спиной, похоже,
все было в порядке). Зато получила фестивальный спектакль Олеся
Новикова – одна из наиболее выразительных балерин сегодняшней труппы,
положение которой пошатнулось "по семейным обстоятельствам”: после ухода
в Михайловский театр ее мужа Леонида Сарафанова балерину, похоже,
словно подталкивают к аналогичному решению. А спектакль получился
потрясающим, во всяком случае, с точки зрения главной героини – к
остальным исполнителям могут быть вопросы.
Гастролеры в фестивальных спектаклях: Роберта Маркез
(Королевский балет Великобритании) – крошечная Никия, женщина, не жрица,
с надежным апломбом в танце, витиеватостью рук и простыми эмоциями. Ее
партнер Владимир Шкляров эмоции оставил на уровне репетиционного зала, а
в черед со знаменитыми мягкими прыжками мелькали "ленивые” недотянутые
стопы и "кухонные” проходки между танцами. Дэвид Холберг в "Лебедином
озере” – принц-лебедь, романтик в еще не вполне согласованном дуэте с
сильной королевой Екатериной Кондауровой (но до гастрольных выступлений
есть время). "Дон Кихот” с виртуозкой Эшли Боудер и Денисом Матвиенко
прошел вполне чинно, азарт спектаклю придал Эспада Карэна Иоаннисяна.
Кожокару и Кобборг вновь танцевали на фестивале "Жизель”, вновь
впечатляя тонкой игрой и собственно редким дуэтом.
Мариинский корпус на фестивале выглядел в этот раз весьма
неровно. Как никогда, много было неуверенных исполнителей, потому
получилось качество, скажем, обыденных спектаклей. То ли оттого, что нет
определенности, кто кордебалет, а кто на сольных выходах, – невнятица в
строю.
Так что продолжение, конечно, следует, но оптимизма не вызывает.
Даже на фотографии на обложке фестивального буклета шесть лебедей не
смогли одинаково сложить руки.
|