Это второй увиденный москвичами за весну балет Ратманского,
поставленный на классический сюжет. Первым была "Анна Каренина”,
показанная Мариинским театром в рамках "Золотой Маски”. Но если на
историю Анны Карениной хореограф потратил час пятьдесят времени, включая
антракт, то "Утраченные иллюзии” заняли его гораздо больше – получился
большой, парадный, красочный балет в трех актах.
Балет, и вправду, большой. Не только по времени исполнения. Но и
по амбициозности поставленных задач. И по числу задействованных звезд.
В этом сезоне, скудном на премьеры и насыщенном на перестановки
руководителей, Большой приберег свой козырь в рукаве, чтобы вернуть к
себе ажиотированный интерес публики. И вновь подтвердить, кто в доме
хозяин, то есть продемонстрировать имперский статус.
Три бывших художественных руководителя Большого театра решились
рассказать об "Утраченных иллюзиях”. Хореограф Алексей Ратманский, пять
лет успешно руководивший балетом и, к недоумению дирекции и балетоманов,
добровольно покинувший этот пост, композитор Леонид Десятников,
побывавший на посту музыкального руководителя и уволившийся при
невыясненных публично обстоятельствах, и дирижер-постановщик,
музыкальный руководитель Александр Ведерников, в свое время ушедший,
громко выражая недовольство. Но не прошло и двадцати мушкетерских лет,
как эта троица вновь собралась вместе, чтобы послужить во славу Большого
театра.
Александру Ведерникову, назначенному дирижером-постановщиком
"Утраченных иллюзий” меньше чем за два месяца до премьеры – до этого
планировался Теодор Курентзис, – пришлось совершить настоящий подвиг –
выпустить одновременно две премьеры в двух театрах. Оперу "Саломея” в
Берлине и балет "Иллюзии” в Москве. Третий премьерный спектакль
"Саломеи” 23 апреля, первая премьера "Иллюзий” – 24-го. Ведерникову
пришлось летать по маршруту Москва – Берлин – Москва по несколько раз в
сутки.
Хореограф Ратманский смог услышать музыку только через полтора
месяца после начала репетиций. А композитор Десятников, работавший над
партитурой, за два месяца до премьеры отказывался от всех интервью,
уверяя журналистов, что радости работать над балетом нет никакой… В
общем, кто не знает, как тяжело создаются балеты, пожалуйте в кинотеатр
на "Черного лебедя” Аронофски.
А в Большом за пару дней до премьеры настроения сменились, и
Леонид Аркадьевич даже позволил себе пошутить, что "Lucien c’est moi”.
Впрочем, в этой шутке лишь доля шутки. От романа Бальзака в
балетном либретто остались лишь рожки да ножки. Либретто 30-х годов
написал Владимир Дмитриев – художник, соратник Мейерхольда. Люсьен –
никакой не молодой поэт, а композитор. Актрисы в театре – балерины Гранд
Опера. Так, в общем, и было на премьере в 1936-м.
Общественные бурления, социальная сатира, политика,
философические споры молодежи – все это выметено из сюжета без следа. У
Люсьена больше нет друга Давида, как нет ни сестры, ни матери. А что же у
него есть?
Итак, неуверенно покачиваясь на волнах собственной фантазии,
создатели балета отплывают от берегов Бальзака. Первый акт проходит то
ли в муках совести, то ли в душевных метаниях создателей новых героев.
В первом составе Люсьена танцует Иван Васильев. Корали – Наталья Осипова, а Флорину – Екатерина Крысанова.
Как и полагается наивному самонадеянному провинциалу – кричаще
клетчатый сюртук, нелепый "говорящий” цилиндр канареечного цвета, –
Люсьен – Васильев штурмует Парижскую Оперу. Двадцатидвухлетний премьер
Большого так молодецки запальчив, так решителен в своих намерениях, что
разыгрываемая им рефлексия, уязвленное самолюбие и комплекс
неполноценности в связке с манией величия, которые ему предписывает
роль, сидят на нем не как щегольские белые панталоны, а как смирительная
рубашка.
Балет, созданный Алексеем Ратманским, несмотря на весь эпопейный
масштаб, – полотно, написанное тонкой акварельной кисточкой по мокрой
бумаге. Здесь торжествуют мягкий юмор, ирония, полутона, намеки, более
понятные балетоманам и любителям французских романов. Так, балетмейстер,
сыгранный Яном Годовским, сильно смахивает на шаржированный портрет
самого господина Ратманского и намекает на будущую репетиторскую карьеру
господина Годовского. А картина несчастного композитора Люсьена за
роялем в танцклассе, атакуемого меценатом примы, балетмейстером и
директором театра, которые то помахивают тростями в отдалении, то сыплют
бумажки на клавиатуру и требуют отказаться от лирических пассажей в
пользу беспроигрышного бравурного "уп-ца-ца”, – что это, как не муки
самого господина Десятникова в процессе сочинения "Утраченных иллюзий”?
Итак, волею постановщиков, мускулистый крепыш Васильев,
привыкший демонстрировать свои эталонные прыжковые качества, разряжен
комическим франтом и скован непривычной, тесной ему хореографией. Чтобы
выразить душевные переживания, переполняющие хрупкого эгоистичного
Люсьена, требуется большой драматический талант. Раскинутые руки-ноги,
буква Z, в которую складывается танцовщик в минуту сильнейших
решительных порывов, и хлопоты лицом – вот и весь набор актерских красок
Ивана Васильева. Картина вышла бы вовсе тоскливая, если
бы не чудесная находка постановщиков. В историю нравов французской
жизни, словно сфотографированную на фоне холодного, неизменного
парижского пейзажа – декорации выполнены как фотографии-сепии художником
Жеромом Капланом, – вплетены фрагменты из классических балетов. Так,
молодой композитор уже в первом акте оказывается автором "Сильфиды”.
Сначала он, как и подобает композитору-дебютанту, нервно мнется в
кулисах, затем реальность ускользает, включается балетное волшебство. И
вот уже Люсьен окружен стайкой сильфиды. И вот он парит с Сильфидой –
Корали – Осиповой и танцует изумительный, зеркальный дуэт с Джеймсом.
Джеймс в исполнении Артема Овчаренко хорош собой, технически безупречен.
Но его задача – исполнить балет в балете, а потому на сложную
драматическую канву герой Овчаренко никак не влияет.
Люсьен вновь в центре событий. Побарахтавшись в прибрежных
водах, история все же выходит на большую воду авторской фантазии,
сочинители начинают прокладывать собственный курс. Бальзак остался
далеко позади, а выплывать надо.
Люсьен в романе феноменально красив. Перед его обаянием не могут
устоять ни женщины, ни мужчины. Именно благодаря своей красоте
литературный Люсьен так легко открывает двери домов высшего света,
возносится к успеху.
Люсьен балетный, безусловно, некрасив. Возможно, ему удастся выплыть на бешеных амбициях?
Сильнейшая сцена второго акта – в спальне у Корали. Юные
любовники – Корали и молодой композитор – застигнуты меценатом Камюзо
врасплох. Корали, не мешкая, выбирает между молодостью и старостью,
между деньгами и талантом, между любовью и выгодой. Камюзо уходит ни с
чем. Люсьен торжествует. И это, пожалуй, самая искренняя эмоция,
получившаяся у балетного Люсьена, – его перекошенное лицо украшает оскал
торжества.
Игра возлюбленных Люсьена – Корали, воплощение искренности,
чистой любви и беззащитности (Наталья Осипова), и Флорины,
символизирующей расчет, коварство, бесчувственность (Екатерина
Крысанова), отличается большим разнообразием.
Корали, чистая душа, способная как оценить талант Люсьена и тут
же влюбиться без памяти, так и умереть от тоски, покинутая возлюбленным,
нарисована одной краской. Удачный черный парик открывает большой лоб
Осиповой, придает ей сходство с героинями XIX века, благовоспитанной
девушки с высокими, тонкими чувствами. Это подчеркивается всеми
оттенками розового. Жером Каплан, наряжая героиню в розовый, словно
показывает: ее низкое происхождение, не слишком благородная по тем
временам профессия танцовщицы, престарелый любовник-меценат и прочая
составляющая театрального жанра никак не омрачают ее душевной чистоты.
Ее первое появление в клетчатом розовом атласном платье в
мезонине у Люсьена превращается в первое любовное свидание. Юная
балерина, покоренная музыкой юного композитора, отдает ему свою душу.
Легкость, чистота, смятение, сияние – все эти оттенки и
полутона, которыми свободно владеет Наталья Осипова, – все-таки не
позволяют ощутить радости обретения, восторга юношеской любви. Будто два
манекена, двигаются танцовщики, намекая на чувства.
По мере развития любовной линии все насыщеннее становится
розовый цвет нарядов Корали. Вот у нее уже почти малиновый пеньюар в
сцене в спальне. Вот ее целует Люсьен. Кажется, художник по свету готов
"подпалить” задник. Увы… Чувства нет.
Меж тем, как известно, когда зевает добродетель, тут как тут
дьявольский соблазн. В сцене маскарада, тревожной, драматичной, полной
намеков и скрытых страстей, среди мятущихся арлекинов и влекомых
коломбин, выскакивает как черт из табакерки, а точнее впрыгивает на стол
соперница Корали, коварная Флорина в пурпурном платье. Ей тоже нужен
балет, а значит, и Люсьен.
Что дальше? Это не секрет. Действие неумолимо движется к финалу.
Создатели балета не препятствуют скорости интриги. Люсьен теряет разум,
увлеченный Флориной, и пишет ей балет. Это оказывается "В горах
Богемии”. Покинутая Корали чахнет на глазах и отвергает помощь былого
любовника, Камюзо.
Люсьену достается неизбежный финал. Презрение соблазнительницы.
Отвернувшиеся друзья. И разоренная квартира Корали, где теперь торчит
только остов лестницы – разобранная декорация. Избежав на сей раз жеста
отчаяния в виде буквы Z, юный герой в белых панталонах падает на пол.
Но во французской традиции, как мы знаем, у отчаянья недолгий срок. Люсьен, созданный Бальзаком, способен еще на многое.
Люсьен, созданный Десятниковым и Ратманским, уже не способен возродиться.
Неслучайно идея открыть лестницу, содрав с нее раму декораций, пришла в голову французскому художнику уже здесь, в Москве.
|